Контактный рельс

Назначение контактного рельса

На электрифицированных наземных железных дорогах поезда приводятся в движение электрическим током, который подается от тяговых подстанций к тяговым двигателям по подвешенному над путями специальному проводу, называемому контактным. Подача тока на поезда метрополитена производится по особому контактному рельсу, который располагают в нижней части тоннеля в непосредственной близости от пути.

Целесообразность применения вместо провода контактного рельса определяется следующими основными соображениями экономического и производственного характера:

  • для подвески контактного рельса не требуется специально увеличивать поперечное сечение тоннеля;

  • контактный рельс изготовляют из черного металла (малоуглеродистой стали), а не из дорогого и дефицитного цветного металла (рафинированной меди), используемого для провода;

  • упрощаются содержание и ремонт контактной сети;

  • устраняется явление так называемого «подбивания» тока, суть которого заключается в том, что вследствие неизбежного провисания контактного провода при больших скоростях движения нарушается контакт между проводом и токоприемником и образуется электрическая дуга.

Существенный недостаток подачи питания с помощью низко расположенного контактного рельса - опасность для людей, необходимость устройства разрывов в отдельных местах не имеет большого значения для метрополитена, так как пути расположены преимущественно в тоннелях, куда доступ людей строго ограничен, а открытые участки пути надлежащим образом изолированы. Контактный рельс в зарубежных метрополитенах устраивается по-разному: он помещается на шпалах между ходовыми рельсами и на концах их, т. е. вне колеи.