Нижнее строение пути

Поперечные профили тоннеля и земляного полотна

Нижним строением пути в тоннелях служит бетонное основание, а на поверхности земли - земляное полотно, мосты, трубы, подпорные стенки.

Если сделать разрез тоннеля перпендикулярно продольной оси пути, то часть обделки тоннеля, расположенная ниже уровня головок рельсов, будет являться нижним строением пути. На обделке покоятся слои путевого и тощего бетона, которые передают на нее давление от колес подвижного состава. Обделка тоннеля упруго воспринимает эти давления и передает их на грунт, в котором проходит тоннель. Обделка тоннеля может быть сделана из чугунных или железобетонных тюбингов, имеющих в поперечном разрезе форму окружности или многоугольника.

Разрез земляного полотна, перпендикулярный его продольной оси, называется поперечным профилем земляного полотна.

Рис. 21: насыпь

Рис. 21: насыпь



Рис. 22: выемка

Рис. 22: выемка



В поперечных профилях земляного полотна различают: насыпи (рис. 21), выемки (рис. 22), полунасыпи (рис. 23), полувыемки (рис. 24), полунасыпи-полувыемки (рис. 25), нулевые места (рис. 26).

Наиболее часто встречающимися поперечными профилями являются насыпи, выемки и нулевые места. Полунасыпи, полувыемки и полунасыпи-полувыемки встречаются на косогорах. Во всех профилях земляного полотна различают основную площадку земляного полотна, т. е. ту его часть, на которую укладывают верхнее строение пути. Если основная площадка земляного полотна лежит выше поверхности земли, то в поперечном профиле будет насыпь, если они совпадают - нулевое место, а когда основная площадка оказывается ниже поверхности земли, в поперечном профиле будет выемка.