План и профиль - 2

Кривые делятся на круговые и переходные. Круговая кривая (рис. 1) характеризуется следующими основными элементами: углом поворота а, радиусом R, тангенсом Т, длиной кривой К, биссектрисой Б.

Рис. 1. Основные элементы круговой кривой

При движении по кривой возникают две горизонтальные силы: радиальное давление и центробежная сила.

Радиальное давление зависит в основном от сил трения колесных бандажей о рельсы, а также от радиуса кривой, уширения колеи, жесткой базы экипажа и др. Его можно принять равным от 0,5 до 0,8 Р, где Р - нагрузка на колесо в покое.

Величина центробежной силы определяется по формуле:

где F - центробежная сила; m - масса поезда; v - скорость; R - радиус.

Из формулы видно, что величина центробежной силы тем больше, чем меньше радиус кривой. Поэтому с точки зрения удлинения срока службы верхнего строения пути и подвижного состава стремятся устраивать кривые возможно большего радиуса. Однако увеличение радиуса кривой вызывает повышение стоимости строительства тоннеля. Поэтому при определении радиуса кривой приходится взвешивать как стоимость первоначальных затрат, связанных со строительством, так и последующие затраты на эксплуатацию, выбирая наиболее выгодное решение.

Наименьшие величины радиусов кривых, допускаемых на главных путях метрополитена, приведены в табл. 1.

Таблица 1. Наименьшие радиусы кривых, допускаемые для главных путей

Очередь строительства

Радиус в м

1

125

2

200

3

300

4

300

5

300