План и профиль - 4

Переходная кривая обладает тем свойством, что имеет переменный радиус, изменяющийся от бесконечности до значения радиуса круговой кривой, к которой она примыкает. Переходную кривую укладывают перед круговой кривой и за ней, считая по ходу поезда (рис. 2). Половину длины переходной кривой укладывают на круговой кривой, остальную часть на прямой. Перед пологими круговыми кривыми и за ними переходные кривые не устраивают (см. табл. 2).

В зависимости от направления линии две соседние кривые могут поворачивать в одну или в разные стороны. Если две круговые кривые направлены в одну сторону и имеют разные радиусы R1 и R2, то они сопрягаются без переходной кривой (рис. 3, а), когда разность их кривизны 1/R1 – 1/R2 менее: 1/800 на линиях 1-й очереди, 1/1200 на линиях 2, 3 и 4-й

очередей, и равна или менее 1/500 на линиях 5-й очереди строительства.

Таблица 2. Наибольшие значения радиусов, при которых устраиваются переходные кривые

Очередь строительства

Радиус в м

1

800

2

1200

3

1200

4

1200

5

1500

Если разность кривизны более величин, указанных выше, то кривые сопрягаются отрезком переходной кривой. Например: на линиях 3-й очереди имеются рядом две круговые кривые, направленные в одну сторону, радиусы которых R1 = 600 м, R2 = 1000 м. Требуется определить, нужно ли сопрягать их переходной кривой. Определяем разность их кривизны:

Так как 1/1500 менее 1/1200, значит устраивать переходную кривую не требуется.

Рис. 3. Сопряжение круговых кривых: Т1, T2, T3, T4 - тангенсы круговых кривых; l - прямая вставка

Рис. 3. Сопряжение круговых кривых: Т1, T2, T3, T4 - тангенсы круговых кривых; l - прямая вставка