Причины расстройства путевых конструкций
Под воздействием внешних сил в путевых конструкциях возникают всевозможные изменения, называемые деформациями.
Деформации могут быть упругими, т. е. исчезающими после прекращения действия вызвавших их сил, и остаточными, т. е. такими, которые не исчезают после прекращения действия сил.
Упругие деформации, например, прогиб рельсов под колесами, сжатие шпал, упругих прокладок и др., не оказывают отрицательного влияния на состояние пути, а в некоторых случаях играют даже положительную роль, снижая жесткость пути. Особенно важно последнее обстоятельство в условиях метрополитена, где путь уложен преимущественно на более жестком по сравнению с балластом основании.
Совершенно по-иному необходимо рассматривать остаточные деформации, так как все неисправности в путевых устройствах - это прежде всего результат накопления остаточных деформаций.
От работников пути поэтому требуется ясное понимание причин появления остаточных деформаций и умение немедленно устранять их или не допускать вовсе. Необходимо также постоянно иметь в виду и то, что все элементы верхнего строения пути в работе взаимозависимы: любые изменения в одном из элементов неизбежно передаются другим, начавшееся расстройство пути быстро увеличивается и может привести к аварии, если вовремя не будут приняты необходимые меры.
Основными неисправностями (деформациями) путевых устройств метрополитена являются следующие:
уширение или сужение рельсовой колеи сверх установленных допусков;
расстройство направления пути в плане (сбитая рихтовка) с образованием углов и извилин;
угон рельсов и угон пути;
просадки пути;
износ, появление дефектов и излом элементов верхнего строения пути;
нарушения в специальных путевых конструкциях, обеспечивающих нормальную работу устройств СЦБ (электросоединения, изолирующие стыки, стрелочная изоляция, джемпера для отсоса обратного тягового тока и пр.).