Противоугоны

При движении поезда и его воздействии на путь образуются продольные силы, которые стремятся угнать рельсы, иногда со шпалами. Эти силы называют силами угона. Для удержания на месте рельсов или рельсов вместе со шпалами служат противоугонные средства.

На путях метрополитена наблюдается только угон рельсов по шпалам.

Для удержания рельсов от угона широко применяются клиновые противоугоны двух систем: Шестопаловых и Истомина.

Противоугон системы Шестопаловых (рис. 80) состоит из скобы, надеваемой на подошву рельса. Одной своей закраиной скоба плотно прижимается к боковой грани подошвы рельса, а между другой закраиной и боковой гранью подошвы рельса забивается клин так, чтобы он еще больше заклинивался при проходе поезда. Скоба имеет вертикальную полку, которая упирается в шпалу и тем препятствует перемещению скобы и закрепленного в ней рельса.

Рис. 80: противоугон системы Шестопаловых

Рис. 80: противоугон системы Шестопаловых



Клиновые противоугоны этой системы работают надежно, если за ними вести систематическое наблюдение и периодически подбивать клинья.

Противоугон системы Истомина (рис. 81) также имеет скобу, которая надевается на подошву рельса. Одной своей закраиной скоба плотно прижимается к боковой грани подошвы рельса, а между другой закраиной и рельсом вставляют желобчатый клин, который плотно охватывает край подошвы с трех сторон, обеспечивая правильную работу скобы и увеличивая сопротивление сдвигающим силам.

Рис. 81: противоугон системы Истомина для рельсов типа Р50

Рис. 81: противоугон системы Истомина для рельсов типа Р50