Содержание и ремонт пути, стрелочных переводов и контактного рельса 1

Характерно, что дефекты в содержании пути и ходовых частей вагона, даже если они находятся в пределах разрешенных допусков, значительно увеличивают вертикальное воздействие подвижного состава на путь и тем больше, чем с большей скоростью осуществляется движение.

Кроме вертикального воздействия от колес подвижного состава, путь воспринимает еще так называемые горизонтальные силы как в поперечном, так и в продольном направлениях. К поперечным горизонтальным силам относятся боковые нажатия и удары, а также силы, возникающие при проходе подвижного состава в кривых участках пути.

Горизонтальное поперечное воздействие колес на рельсы на прямых участках пути вызывается наличием конструктивного зазора между гребнями колес и рельсами (во избежание заклинивания), коничностью бандажей и влиянием работы тяговых двигателей. Последнее обстоятельство вызывает так называемое виляние подвижного состава (даже при безупречном пути и наименьшем зазоре между гребнями колес и рельсами), вследствие чего колеса набегают то на один, то на другой рельс.

Неисправности пути по уровню увеличивают боковые удары колес о рельсы. Так, например, когда вагон проходит по перекосу на пути, гребни колес прижимаются сначала к одному, а затем к другому рельсу, причем это давление будет тем больше, чем больше скорость движения. Особенно опасны короткие, но глубокие перекосы, при которых возникают боковые удары гребней колес о рельсы и, как следствие, бросание вагона из стороны в сторону. Такие же удары вызываются плохой рихтовкой по направлению и наличием углов в стыках.