Составные части обыкновенного стрелочного перевода и их назначение 7

Для того чтобы при проходе вредного пространства колесо направлялось в надлежащий желоб, а его гребень не ударял в слабое острие сердечника, с обеих сторон крестовины у наружных рельсов укладывают контррельсы.

Угол, под которым пересекаются рабочие грани усовиков и сердечника, называется углом крестовины. Он выражается в градусах и долях градуса. На практике, однако, для отличия крестовин чаще пользуются тангенсом угла крестовины, выраженным в виде простой дроби и называемым маркой крестовины.

Тангенс угла крестовины есть отношение АБ к расстоянию от точки Б до математического центра ее (рис. 111).

Для определения марки крестовины обычно измеряют ширину сердечника в каком-либо сечении, а затем эту величину откладывают от места измерения вдоль оси сердечника до математического центра. Отношение ширины сердечника к его длине укажет марку крестовины.

Крестовины бывают различных марок. На метрополитене применяются крестовины марок 1/5 и 1/9 на обыкновенных стрелочных переводах и марки 1/4,5 (или 2/9) на глухом пересечении перекрестного съезда.

Маркой крестовины определяется марка стрелочного перевода в целом.

Состояние и срок службы крестовин и условия прохождения поездов по ним во многом зависят от правильного выбора размеров их основных элементов, которые в свою очередь определяются шириной насадки, размерами и состоянием гребней колес подвижного состава.