Стыки и стыковые скрепления

Место соединения двух рельсов между собой называется стыком. По своему назначению стыки делятся на нормальные, изолирующие и сварные; по расположению стыков относительно опор на стыки на весу и стыки на сдвоенных шпалах.

Нормальные стыки

Место соединения двух рельсов или рельсовых плетей друг с другом при помощи металлических накладок называется нормальным стыком (рис. 64).

Рис. 64: нормальный рельсовый стык

Рис. 64: нормальный рельсовый стык



В стыке концы рельсов перекрываются с двух сторон двухголовыми четырехдырными накладками длиной 600 мм (рис. 65), имеющими поочередно расположенные круглые повальные отверстия. Для возможности размещения маятникового штыря при раздельном типе скрепления или головки шурупа при нераздельном накладки в их нижней части против промежуточных скреплений прострагивают на 6 мм.

Рис. 65: двухголовая накладка

Рис. 65: двухголовая накладка



Накладки соединяют стыковыми болтами диаметром 24 и длиной 145 мм, имеющими круглую головку и овальный подголовок (рис. 66).



Рис. 66: стыковой болт с овальным подголовком к рельсам типа Р50 с гайкой и пружинной шайбой



Овальный подголовок входит в соответствующее отверстие в накладке, не позволяя болту проворачиваться при затягивании гаек. Гайки болта имеют высоту 27 мм. Под гайки устанавливают пружинные шайбы толщиной 8 мм.

В нормальном стыке непрерывность рельсовой нити нарушается, так как между концами рельсов оставляют зазор. Зазор нужен для чтобы имелась возможность изменения длины рельсов в зависимости от температуры.

В стыках на весу расстояние между осями шпал равно 440 мм. В стыках на сдвоенных шпалах расстояние между их осями равно 250 мм. В этом случае шпалы скрепляют друг с другом болтами. Тип стыка на весу в условиях метрополитена более удобен в эксплуатации.