Верхнее строение пути

Верхним строением пути называется та его часть, которая располагается на нижнем строении. Верхнее строение пути состоит из балласта, шпал, рельсов, стрелочных переводов, мостовых и переводных брусьев, скреплений и противоугонных устройств. Верхнее строение пути воспринимает давление и смягчает удары от колес подвижного состава, передает эти давления нижнему строению, направляет движение колес подвижного состава.

Давление от колес подвижного состава передается непосредственно на рельсы, рельсы же направляют движение колес. Через рельсы давление и удары передаются на шпалы, а от них балласту. Наконец, через балласт давление воспринимается нижним строением.

Рельсы

Условия работы рельсов предъявляют к их качеству ряд противоречивых требований. При движении подвижного состава между колесами и рельсами образуются силы трения. Если моторы вагонов поезда включены, то для полной реализации колесами усилий, развиваемых моторами, рельсы должны быть шероховатыми.

При выключенных моторах для меньшего сопротивления качению колес рельсы должны быть гладкими.

От давления колес лежащие на шпалах рельсы изгибаются. Для лучшего сопротивления изгибу рельсы должны быть достаточно жесткими. Однако из-за наличия в пути отдельных неровностей (стыковые зазоры, углы и т. д.) и конструктивных особенностей подвижного состава (разбеги осей, рессорное подвешивание и др.) давление колес на рельсы при движении сопровождается толчками и ударами. Для уменьшения жесткости ударов колес о рельсы, которые могут вызвать повреждение как ходовых частей подвижного состава, так и рельсов, необходимо, чтобы рельсы были достаточно гибкими.