Верхнее строение пути 2

По длине рельсы делятся на нормальные и укороченные.

Нормальные рельсы имеют длину 12,5 и 25 м, укороченные 12,46; 12,42; 12,38 и 24,96; 24,92; 24,84 м.

У рельсов типов Р50 и I-а на каждом конце имеется по два болтовых отверстия, круглой формы, у рельсов типа Р43 по три отверстия овальной формы.

Диаметр и расположение отверстий показаны на рис. 48. Рельсы типа Р50 изготовляются из мартеновской углеродистой стали, имеющей следующий химический состав (в %):

Эта сталь характеризуется высоким содержанием углерода, придающим ей прочность, твердость и износоустойчивость. Однако наряду с этими положительными качествами сталь становится и более хрупкой. Наиболее уязвимым местом рельса в смысле хрупкости является его подошва. Поэтому в рельсах типа Р50 значительно повышен процент содержания металла в подошве по сравнению с рельсами типа I-а.

Рис. 48: число, форма и расположение отверстий в рельсах

Рис. 48: число, форма и расположение отверстий в рельсах

а - типа I-а; б - типа Р43; в - типа Р50



Высокий процент содержания углерода требует после проката рельсов их замедленного охлаждения в течение 4 - 10 ч в специальных ямах при температуре около 550°. Это условие диктуется необходимостью избежать образования флокенов в рельсовой стали. Флокенами называют внутренние микроскопически малые надрывы металла, которые образуются при быстром охлаждении стали. При работе рельсов в пути эти надрывы развиваются и соединяются между собой, сечение рельса постепенно ослабляется, и в конечном счете рельс ломается. Образование флокенов связано с выделением водорода из рельсовой стали.