Верхнее строение пути 6

Изломы и трещины в концах рельсов по болтовым отверстиям и вне их (по рис. 10, 11, 12 классификации дефектов рельсов) происходят вследствие плохого ухода за стыками.

Причинами изломов и трещин являются:

  • наличие в стыке видимых и потайных толчков и просадок

  • изгиб рельсовых концов

  • неплотное прилегание накладок к головке и подошве рельса

  • наличие ступенек в стыке

  • ослабление путевых болтов

  • угон пути и наличие растянутых стыковых зазоров;

  • взбугривание стыков вследствие неправильного производства работ по выправке пути или при устройстве отводов на пучинах.

Эти причины вызывают сначала надрывы у болтовых отверстий и под головкой на концах рельсов, начиная от их торца. Надрывы постепенно развиваются в трещину и могут вызвать излом рельса, если такой рельс не будет своевременно заменен, а неисправность в содержании пути в стыке не будет устранена. Трещины в стыках обнаруживают ультразвуковыми дефектоскопами, а также остукиванием молоточком и осмотром (со снятием накладок).

Продольные, горизонтальные и вертикальные расслоения головки в стыках и вне стыков, отколы головки и изломы рельсов вследствие расслоения (по рис. 20, 21, 22 и 26 классификации дефектов рельсов) характеризуются образованием внутреннего продольного расслоения металла, в результате чего может произойти откол головки или полный излом рельса.

Основной причиной продольного расслоения головки рельсов являются заводские пороки:

  • загрязнение металла неметаллическими включениями

  • скопление вредных примесей (серы и фосфора) в металле и другие неоднородности структуры металла.