Верхнее строение пути 8

Основной причиной излома рельсов по сварному стыку является недоброкачественность сварки и обработки сварного шва.

Закалочные трещины от скольжения колес при торможении или боксовании (дефект по рис. 60 классификации дефектов рельсов) характеризуются наличием тонких вертикальных трещин на поверхности катания рельсов. Трещины, постепенно развиваясь в глубину головки, могут привести к поперечному излому рельса. Появление таких трещин на рельсах наблюдается в местах резкого торможения поездов у входных светофоров и на приемо-отправочных путях. Этот вид дефекта особенно опасен, так как рельс может разрушиться под поездом на несколько кусков.

Причины возникновения этого дефекта заключаются в том, что в результате скольжения заклинившихся колес по головке рельса при неправильном действии тормозной системы тонкий слой металла на поверхности катания головки рельса нагревается, а затем быстро охлаждается под влиянием холодной массы всего рельса. В результате этого слой закаливается с образованием тонких поперечных закалочных трещинок глубиной 0,1 — 0,3 мм. То же явление наблюдается и при боксовании колес в момент трогания.

Поперечный излом со светлым или темным овальным пятном в головке (дефект по рис. 61, 62 классификации дефектов рельсов) характеризуется наличием внутренней поперечной трещины, видимой в изломе в виде характерного светлого или темного овального пятна в головке рельса.

По дефекту рис. 61 классификации (светлое пятно) выходят рельсы с различными сроками службы в пути: имеются случаи изломов рельсов в первый год их службы и много лет прослуживших в пути. Этот порок особенно опасен, так как не имеет наружных признаков, и рельс может разрушиться внезапно под поездом, притом на несколько кусков.